Рождество в формах и красках

Продолжая тему святок нельзя обойти вниманием вертеп. Рождественский вертеп (перевод — пещера, ущелье) — это картина Рождества младенца Иисуса Христа. Это маленькая пещера, изображенный в ней хлев, Мария, Иосиф, сам маленький Христос, часто пастухи, волхвы, ангелы и животные. И хотя история вертепа уходит корнями далеко в древнегреческий театр, язычество, родиной вертепов считается Италия. Согласно традиции, после Дня зачатия Девы Мари (католический праздник 8 декабря) в домах, церквях, на площадях Италии и сегодня начинают мастерить презепии — скульптурные сценки, изображающие рождение Бога–человека.

Постепенно, с 16 столетия вертепные традиции проникли на славянскую землю, получив свое широкое распространение. Основательно укоренился и приобрел славянские черты вертеп уже в 17 ст.. Он представлял из себя переносной 2–3 х этажный ящик, высотой около 2 м и шириной около 1 метра. По традиции эти этажи трактовались как небо, земля и подземелье. В полу этажей были сделаны прорези для кукол. Ящик являлся переносной конструкцией, на этажах которой разыгрывались 2 разнохарактерных театральных представления на религиозную и светскую тематику. На первом — сцена рождения Христа, на 2 — развлекательная комедийная сцена. Кукольные представления сопровождались музыкой, зачастую колядками (величальными песнями) церковными и светскими.

История вертепа после Октябрьской революции поистине драматична. Гонения на церковь и религию в основном ударили по Рождеству, его традициям, обычаям. Социальные потрясения 1920–30-хх годов привели к тому, что вертеп на территории современной Украины, России, Белоруссии был прочно забыт. Отдельные виды театра сохранялись на окраинах советской империи — в Молдавии, Белорусси, в Западной Украине. Вертеп включал лишь отдельные традиционные элементы, ходили колядовать с крошечными бумажными вертепчиками.

О былых временах напоминали лишь музейные экспозиции в Москве, Ленинграде, Киеве — остатки ящиков, наборы кукол. Вертеп, возможно в силу отзвуков язычества, не входит в число канонических рождественских действ. Но вертепные композиции различных видов, размеров, выполненные в разнообразных техниках встречаются и поныне во многих центрах православия. Вертепную композицию в человеческий рост можем увидеть на территории Свя́то-Успе́нской Ки́ево-Пече́рской лавры, в Почаевской лавре разыгрывается «живой» вертеп.

В этом году к празднованию Рождества Христова силами клирика храма в честь святителя и чудотворца Николая г. Каменки–Днепровской Бурдуковым Юрием Викторовичем создана небольшая вертепная композиция. Живописные образы, выполненные в техниках лессировки, чередующейся с мазковой живописью и плоскими пятнами, сама конструкция, украшенная и дополненная выпеченными мучными агнцами, создали своеобразное окошко в историю. Над маленькой рождественской изюминкой, по благословению настоятеля храма Петра Кулыны, автор трудился весь Рождественский пост. И теперь, в дни святок, все желающие могут посетить храм и увидеть запечатленное в формах и красках чудо рождения Христа.

Источник: Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *