История храма

От истоков через века.

Есть на нашей земле места, привлекающие к себе внимание многих людей. Одни поражают нас гармонией ласковой природы, другие – своей древней и славной историей, уникальными архитектурными ансамблями, мудростью их создателей, изящностью форм, привлекают всех своей роскошью и богатством. Там что-то начинает происходить с каждым, люди начинают видеть свою душу, появляются новые мысли, желание, меняются ориентиры и цель жизни. Там как бы останавливается мгновение, замирает суетливый житейский вихрь. Один из таких богоизбранных мест есть старинный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, расположенный на территории города Каменка-Днепровская.

Местность, где первоначально основан православный храм, представляла собой Слободу – маленький населенный пункт. Так 1876 году по повелению императрицы Екатерины II начато заселение юга Украины. Слобода Каменка (Малая Знаменка) Днепровского уезда основана в том же 1876 году поселением государственных крестьян в каменном затоне.

Слобода Каменка( Малая Знаменка) Днепровского уезда – поселение государственных крестьян, основано в 1786 году по распоряжению князя Г.А. Потёмкина.

Со временем название менялось, с 1793 года – Малая Знаменка, с 1923 – Каменка, с 1957 года – Каменка-Днепровская.

Слободу Каменка (Малая Знаменка) большинство исследователей относит к старообрядческим поселениям Таврической области. Однако, об обратном свидетельствуют воспоминания К.М. Маркианова, и докладная записка Екатеринославского духовного правления 1795г. «О состоянии старообрядческих поселений Новороссийского края» в которой Слобода Малая Знаменка не упоминается.

Вероятнее, что в Каменке (М. Знаменке) с начала её основания, проживали и старообрядцы-единоверы. Однако, видимо их количество слобожан-староверов, и их влияние на общественную жизнь Слободы, были не значительны.

В 1794 году поселенцами была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая, которая в последствии от ветхости была разрушена (1841 году). А в 1846 году тщанием прихожан и на средства купца Григория Колесникова была воздвигнута новая церковь, с тем же наименованием. Со временем она пострадала от пожара.

Тщанием сельского общества в 1895 году был построен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Храм с колокольней в одной связи. Из воспоминаний старожил города: на колокольне висели колокола с разными голосами, их чудесные благовесты были слышны по всему городу.

Иконостас в храме один в три яруса, деревянный. Вокруг храма была каменная ограда с чугунными столбами и железной решеткой. Утварью снабжен был достаточно. При входе в церковный двор с права стояла четырехугольная постройка, содержавшая в себе помещения для духовенства.

Староста был Матвей Стефанович Низяев. Настоятель храма отец Виктор (фамилия не идентифицируется). Возможно, количественный результат переселения мог быть и более впечатляющим, если бы власть могла пойти на более смелые уступки старообрядцам. Показательно, что старообрядцы-единоверы обрели своего епископа только в 1918 году, а клятвы на староверов Московского Поместного Собора 1667 года , были сняты Собором РПЦ в 1971 году.

Наверное прав был В.В. Розанов, когда писал, что начало единоверия, как « живой акт веры» (у раскольников) встретило живое сердце (у нас , православных) – и великое слияние началось, принцип единства был найден. Но пришёл «ум» и схитрил: он дал раскольникам попов и не дал архиерея – дело было для «ума» не в вере, а в подчинении.

Духовное сокровище.

Наш храм имеет форму по базиликальному типу. Наружные стены отделаны скульптурным декором и росписью. Так на верхнем завершении стены располагается мозаичная композиция праздника Рождества Богородицы. А с обеих сторон от дверей помещены фрески с изображением апостолов Петра и Павла. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Барабан украшен окнами.

На территории храма расположена колокольня. Раньше колокольня была частью храмового здания. Сегодня она является отдельно стоящим сооружением.

Внутри храма – благолепие, красота! Большая часть храмового пространства имеет роспись. В самой высшей точке храма находится изображение Иисуса Христа – Вседержителя. Верхние росписи посвящены событиям Евангельской истории и апостолам. Ниже – ветхозаветные сюжеты. Также в составе росписи включены изобразительные циклы из жизни Богородицы. В схеме росписей находятся сюжеты двунадесятых праздников от Рождества Богородицы до Успения.

В храме привлекает внимание старинный резной иконостас, необыкновенной работы. Иконостас состоит из 5-ти рядов, весь позолочен. В нижнем ярусе пять местных икон, пред которыми воздеты позолоченные лампады. Справа подле солеи находится рака с мощами Оптинских старцев – прп. Моисея, прп. Нектария, прп. Анатолия, прп. Макария, прп. Иосифа, прп. Исаакия, прп. Льва, прп. Варсонофия, прп. Антония, и прп. Амвросия. Еще правее расположен образ Голгофы.

В центре храма сияет металлическое паникадило, спускающееся из под купола.

В храме находятся особо почитаемые иконы – Пресвятой Богородицы «Казанская», Святого мученика целителя Пантейлимона, Святого Николая Чудотворца, Святого Преподобного Серафима Саровского. Перед иконами стоят подсвечники, горят лампады.

В западной части храма во «втором» ярусе здания на «хорах» находится клирос. У стен клироса укреплены хоругви.

Храм долго не имел средств к исправлению повреждений, нанесенных временем. Со временем пришли в негодность часть стен храма, которые изнутри поражены грибком.

Так, в течение трех лет, старанием протоиерея Олега Чиквашвили, при содействии усердных жертвователей и милостыни прихожан окрашена кровля крыши, заменены все окна в архитектурном ансамбле храма, сделан полный капитальный ремонт пола, частично обновлена роспись в храме, многие другие строительно-реставрационные работы.

Кроме того при храме обустроена трапезная, крестильная, отремонтирована просфорная. Приобретены иконы и другая церковная утварь.

В церковной ограде реконструируются служебные постройки, разбиваются газоны и цветники.(2009-2012г.г.)

В октябре 2012 года на центральный барабан храма был поставлен купол, который сделан по фотографии 1910 года.

Обслуживающие нужды храма труженики выполняют свои обязанности с большой ответственностью и прилежанием, обеспечивая функционирование современных систем отопления, поддерживая чистоту в храме и около него, охраняя и поддерживая порядок, работая в просфорной, за свечным ящиком и трапезной.

По молитвам нашего Отца Олега и с помощью добрых людей стала возможной просветительская деятельность прихода: устройства воскресной школы, детских утренников на праздники Рождества Христова, Святой Пасхи и Святого Николая Чудотворца!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *