Святыни Киева – колыбель православной веры на Руси

19 июля, в преддверии празднования Крещения Киевской Руси, по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, архиепископа Запорожского и Мелитопольского, две воскресные школы Каменско-Днепровского и Ореховского благочиния завершили паломническую поездку по святыням Киева.

Перед началом путешествия благочинным Каменско-Днепровского округа, протоиереем Олегом Чиквашвили был совершен молебен о путешествующих.

Около 1600 километров с Божьей помощью преодолели юные паломники воскресных школ, чтобы увидеть прикоснуться к самому важному: преклониться к мощам Киево-Печерских святых, послушать волнующие рассказы монахов и монахинь Свято-Покровского женского, Архангело-Михайловского Звериннецкого, Ионинского и многих других монастырей; написать прошение матушке Алипии; искупаться в святых источниках, не уставая удивляться величественной и духовной красоте Киева.

Нетленные мощи угодников Божьих и шапка Марка Гробокопателя

Киево-Печерская лавра – первое место, которое посетили паломники и выбрано оно не случайно. Лавра – один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония – Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения.

На протяжении многих столетий главными достопримичательностями Лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества. К сожалению, многие туристы посещают пещеры только из праздного любопытства, но для верующего человека – это намного больше, чем просто посмотреть на «мумии». Многие идут ради исцеления от душевных и телесных болезней. По рассказу отца Петра – монаха, который проводил нам экскурсию по лавре, девушка, которая зашла в пещеры на костылях и при поддержке двух мужчин, вышла из них – совершенно здоровая. Историй исцелений невероятное количество, их пересказывают монахи и подвижники, которые служат в монастыре.

Не знаю, каким образом можно описать чувство, когда со страхом и верой прикладываешься к нетленным мощам. В такой момент хочется просто поблагодарить Бога за явленные Им чудеса.

Благодаря отцу Петру, который поведал нам невероятное количество историй о святых подвижниках Божиих, всей паломнической группе удалось «примерять» себе шапку, которую носил Марк Пещерник (Гробокопатель). Марк копал для умершей братии могилы в пещерах, почему и имеет прозвище Гробокопатель.

Киево-Печерская Лавра

Пустынь Феофания

Пустынь Феофания произвела на воспитанников воскресных школ отрадное впечатление, не смотря на то, что время для посещения каждого места было ограничено.

Второй по времени постройки храм Феофании – Всех Святых, возведенный в 1867 г., в советское время перестроен до неузнаваемости. На склоне скитского холма сохранились фундаменты третьей по времени строительства церкви – во имя Владимирской иконы Божией Матери (1900 г.). В келейном корпусе действует устроенный в наши дни домовой храм Всех Святых. А на территории скита много целебных источников. Наиболее известен из них – Свято-Пантелеимоновский, в который смогли окунуться все желающие.

Феофания

Монастырь, который основала великая княгиня

Свято-Покровский женский монастырь удивил нас не только своей красотой, но и историей. Он был основан великой княгиней Александрой Петровной в 1889 г. Главное сооружение – великолепный шестипрестольный собор Святого Николая, спроектированный архитектором В. Николаевым с использованием традиционных форм древнерусского зодчества.

При монастыре было создано множество благотворительных заведений – бесплатные лечебницы, приют, амбулатория и аптека, церковно-приходская школа с общежитием для учащихся. На территории монастыря находятся двухэтажный, шестипрестольный Никольский собор (1896 – 1911, архитектор В.Н. Николаев), Покровский храм (трехпрестольный), трапезный храм Архангела Михаила.

В 1925 году обитель была закрыта. Снова она открылась в 1942 году. После освобождения Киева от немецко-фашистских оккупантов на территории монастыря своими силами был организован госпиталь, а в 1945 – 1948 годах здесь находился лазарет. Более монастырь не закрывался, но территорию уменьшили настолько, что число корпусов сократилось с 30 до 7. Только недавно обители возвращена часть ее бывшей территории. Не меньше истории поразили паломников святыни обители: Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Почаевская», от которой получила исцеление основательница обители;

Святые мощи основательницы обители — преподобной Великой Княгини Анастасии (Киевской); Часть Хитона Господня и частицы мощей прпп. Киево — Печерских (в иконе Всех Святых); Икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей; Икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей (выносится для поклонения в дни его памяти); Часть от камня Гроба Господня — в Распятии.

Свято-Покровский женский монастырь

Первое чудо в Свято-Вознесенском Флоровском монастыре

Монастырь существовал еще до опустошения Киева ханом Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре — грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. Женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры. Причина была политическая. Игуменьей этого монастыря была Мария Магдалине (мать гетмана И. Мазепы). В 1934 г. был разрушен храм Святой Троицы на монастырском кладбище. Во время оккупации Киева немцами, в 1942 г., монастырь открылся и более советской властью не закрывался. В 1960 г. на монастырь снова обрушились репрессии: были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех) и тогда же в обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь тайно в 1961—1992 г. г. великой киевской святыни — иконы Божией Матери «Призри на смирение», прославившейся в 1993 г. передачей своего негативного отпечатка на стекло киота. Подобное чудесное явление – удвоение образа на стекле киота от иконы Божией Матери «Призри на смирение», которое произошло в Киеве в 1993 году. Тогда необычным явлением заинтересовались специалисты Украинского центра ядерных исследований. После двух лет исследований ученые вынесли свое заключение: “Происхождение изображения на стекле органическое, но не человеческой руки. Механизм понятен. Источник – неизвестный”. Этим был подтвержден факт чуда. Ко всему, приборы зафиксировали, что от иконы исходит сильное излучение, которое благотворно воздействует на человеческий организм.

Свято-Вознесеновский Флоровский монастырь

Звериннецкие пещеры

История Зверинецкого пещерного монастыря в Киеве уходит вглубь веков, и разногласия её исследователей оставляют широкое поле неопределенности. История Зверинецких пещер многослойна, и сами пещеры в разных участках вероятно относятся к разным эпохам.

Древнейшая датировка Зверинецких пещер относит их ко временам Крещения Руси, более чем на пять десятилетий ранее возвращения в Киев преподобного Антония Киево-Печерского . По преданию, первый митрополит Киевский святитель Михаил основал в городе Выдубицкий храм во имя архангела Михаила при котором скоро вырос монастырь. Например, одно из летописных свидетельств говорит, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь святого Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Так-как древнейшие киевские монастыри все были подземными и только впоследствии, с увеличением числа насельников, «выходили из-под земли», а также ввиду географической близости, можно считать, что Зверинецкий пещерный монастырь и был обителью при Выдубицкой церкви.

Синодик монастыря называет его первым игуменом Леонтия, которого предположительно отождествляют со святителем Леонтием Ростовским. В тесных и холодных келлиях Зверинецкого монастыря подвизались монахи вплоть до очередного нашествия татар или половцев, когда братия и все укрывшиеся в пещерах оказались погребены заживо. Это заключение было сделано исседователями на основе расположения неправильно лежащих тел в монастыре, которых нашлось 35.

Зверинецкий пещерный монастырь

Голосеевская пустынь

Голосеевская пустынь приютила многих. Так в течение 20 лет на ее территории жил Преподобный Алексий Голосеевский, которого можно назвать своеобразным ангелом-хранителем монастыря. Он имел дар прозорливости и смог предсказать смерть Царя Николая II.

С приходом большевиков в 1918 году, начались смутные времена, Свято-Покровская Голосеевская пустынь была разграблена, а сами строения переданы в ведение отдела коммунального хозяйства. Затем в 1926 году Свято-Покровский монастырь упразднили, а церкви на территории обители были закрыты.

В 1979году матушка Алипия предсказала, что Голосеевская пустынь возродится. Что и произошло в 1993 году. Именно в 93-м был возобновлен скит, а уже 2 июня 1993 г. на территории Голосеевского монастыря скитоначальником архимандритом Исаакием (Андроником) была проведена первая литургия в память Иоанна Сочавского.

В 1996 году Митрополит Киевский Блаженнейший Владимир благословил на строительство мужского монастыря Покрова Божией Матери на территории Голосеевской пустыни.

На сегодняшний день Голосеевская пустынь в большей степени возобновлена после большевицких погромов, в основном, благодаря общим усилиям верующих.

Голосеевская пустынь

«Киевский Афон»

Китаевская пустынь прославляется своими святыми, историческими личностями, событиями и Божьими чудесами. Это также место погребения многих тысяч подвижников Киево-Печерской Лавры, а ввиду достаточной удалённости от города, монастырские пещеры и обитель сохранили свой древний облик почти без изменений.

Монастырские богослужения проходят в Свято-Троицком храме,
и в храме Святых 12 Апостолов, в этом же храме находятся главные святыни монастыря: частицы мощей святых апостолов и других святых,
мощи преподобного Феофила, Христа ради юродивого. Старец Феофил (Рассоха) схиархимандрит, 1-й наместник возрожденной Китаевской пустыни (1928-1996 гг.) известный как всероссийский исповедник включен в реестр имен великих русских старцев. Продолжил историческую череду старцев «Киевского Афона», погребен на территории монастыря возле Свято-Троицкого храма.

По словам, служащего, здесь монаха, чтобы легче было понять кто такой преподобный Феофил, нужно вспомнить фильм «Остров», где жизнь главного героя взята с жития преп. Феофила.

Несмотря на трудности, связанные с восстановлением храмов, жилых и хозяйственных помещений (на территории обители все еще находятся обычные жители Киева), братия заботится, прежде всего, о духовном возрождении обители, фундаментом которой всегда служила духовная жизнь. В этом – основа и сила Свято-Троицкого Китаевского монастыря.

Китаевская пустынь

Завершилось паломничество воскресных школ в Свято-Троицком Ионинском монастыре, который находится почти рядом со Зверинецким монастырем и Зверинецкими пещерами.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь

Рассказать о каждом святом месте Киева практически невозможно, лучше самому здесь побывать, укрепляясь и возрастая в вере на примере святых новомучеников, монашествующих, осмотреть храмы, монастыри, узнать имена святых, просиявших на этой земле.

Ксения Пискоха

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *