Проповедь о гадаринском бесноватом

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Аминь!

Воскресным чтением Святая Церковь второй раз напомнила нам о евангельском чуде исцеления гадаринского бесноватого. Может возникнуть вопрос: «Почему Церковь опять предлагает нам этот евангельский сюжет, так же как и в пятую неделю по Пятидесятнице? Тогда читалось Евангелие от Матфея, а теперь это Евангелие от Луки, рассказывающее о том же самом».

Помимо добрых, светлых духов, которые именуются ангелами, существуют духи злобы, которые именуются демонами. Мы должны твердо уяснить, что дьявол действительно существует, он личностен. После своего отпадения от Бога он стал Его противником и воюет не только с Богом, но и с человеком, который является «венцом божественного творения».

Сегодня в Евангельском повествовании мы слышали о том, как Господь, приплыв в Гадаринскую страну, встретился с бесноватым человеком, одержимым множеством нечистых духов. Когда Господь спросил этого человека как его имя, тот от лица демонов говорит, что имя ему «легион». Легион это воинское формирование. В римской армии в легионе насчитывалось шесть тысяч человек. Можно себе представить, сколько же демонов мучили этого человека. Из евангельского текста мы знаем, что этот бесноватый жил не среди людей, потому что среди людей жить он не мог, а жил он среди мертвецов, на кладбище. Во время приступов его не могли удержать не только веревки, но и цепи, которые он разрывал с легкостью. Господь из жалости к этому человеку изгнал из него демонов. Нечистые духи, не имея возможности распорядиться самими собою, обращаются к Христу, чтобы Он повелел им войти в свиное стадо, которое паслось неподалеку. И Господь разрешает этим демонам войти в свиней. И все стадо после того, как в него вселились демоны, в неистовстве бросается с обрыва и погибает.

Когда жители города Гадары узнали об этом, они вышли навстречу Христу Спасителю. Но вышли не для того, чтобы выразить Ему благодарность за совершенное чудо, не для того чтобы пригласить Его в свои дома, не для того чтобы попросить Его об исцелениях и чудесах, в которых они, конечно же, как люди нуждались. Они просили Христа не входить в их город, потому что были объяты великим страхом. И как же ведет себя тот, в ком еще недавно находился легион нечистых духов? Он, в отличие от своих сограждан, находится рядом со Христом, кротко сидит у Его ног и внимает каждому слову. Он просит Христа, чтобы Он разрешил ему остаться вместе с Ним. Но Господь повелел ему возвратиться в свой город и рассказывать всем о совершенном чуде.

Из опыта личной жизни нам известно, что враг рода человеческого — диавол «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5,8). Действительно, те искушения, которые встречаются нам в жизни, есть не что иное, как дьявольские ловушки и сети, которые он так изощренно ставит на нашем пути. Хотя Господь и приходил в этот мир, и совершил спасения человеческого рода, но мы должны сознавать, что зло, находящееся в мире со дня грехопадения, окончательно не уничтожено.

Я не случайно напоминаю вам об этом. Господь победил зло, но окончательно не уничтожил. Может возникнуть вопрос «почему?» Если Господь пришел на землю и совершил дело спасения, то почему Им не уничтожено зло? Почему зло до сегодняшнего дня не только имеет место быть, но и торжествует в этом мире? А ответ прост: если бы Господь уничтожил зло, то какова была бы наша заслуга в том спасении, которое даровал нам Господь? Тогда не было бы борьбы, благодаря которой мы имеем возможность закалить свою душу и свое сердце, очищая ее от скверн и пороков. Тогда бы мы все автоматически стали святыми. Но не этого «автоматизма» желает Бог. Господь хочет, чтобы мы не только по заслуге Сына Божия стали детьми Божиими, но потому, что каждый из нас, как воин Христов, с упованием на Господа приложит все усилия своей души для совершения своего спасения.

При этом мы должны хорошо осознавать, что спасаемся мы не своими заслугами. Мы спасаемся не потому, что в среду и пятницу совершаем пост, не потому что стараемся любить окружающих нас людей, не потому что в воскресные дни приходим в церковь. Конечно же, спасаемся мы благодатью Божией — вот в чем секрет нашего спасения. Мы спасаемся благодатью Божией, сопряженной с нашими личными усилиями. Бог не спасает нас без нашего участия. Каждому из нас необходимо очень серьезно трудиться над созиданием своего спасения. И при этом не бояться дьявола. Некоторые говорят так: «Не буду усердно молиться, ведь дьявол отомстит мне за это». Или: «Не буду еще чего-то делать, потому что знаю, что все равно попадусь в дьявольские сети».

Так не должен рассуждать православный человек. Вместе с нами Господь и мы способны преодолеть любые вражеские напасти. Господь дал нам все необходимое для этой борьбы. Именно борьбы. Мы призваны не просто праздно проживать дни нашей земной жизни в надежде на то, что может быть Бог за какую-то свечку, поставленную когда-то в церкви, дарует нам Царствие Небесное. Каждый из нас должен понимать, что Царство Божие достигается трудом и только тот, кто трудится серьезно, упорно, в надежде на помощь Божию, только тот способен достичь Царства Божия. Церковь вновь и вновь говорит нам: «Человек! Помни о своем спасении. Помни о своем предназначении. Начни трудиться. Ничего не бойся. Уповай на Бога. Господь будет тебе помощником и спасителем не только в этой жизни, но и в жизни Будущего Века». Если бы мы постоянно это сознавали и жили так, то многое в нашей жизни изменилось бы.

Богослужения в храме, таинства Церкви (особенно таинство евхаристии), крестное знамение, молитвы, святая вода, чтение Священного Писания и святоотеческих творений, — все это помогает нам в этой борьбе. Так давайте рационально использовать все это оружие для спасения своей души. Дай Бог, чтобы не было у нас страха перед врагом рода человеческого, а была твердая надежда и уверенность в помощи Божией. Господь готов оказать нам помощь и оказывает ее, нам необходимо лишь открыть свое сердце, чтобы почувствовать эту божественную помощь. Не будем лениться, а будем постоянно трудиться над созиданием благодати Духа Святого в сердце своем. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5,9). Аминь.

Об исцелении бесноватого (Мк 5:1-20)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском послании сказаны такие слова: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил и нас, мертвых по преступлению, оживотворил со Христом, ― благодатью вы спасены, ― и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы кто не хвалился. Ибо мы ― Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

А евангельское чтение говорит сегодня о том, как Господь приходит в Гадаринскую страну и исцеляет там бесноватого, который давно перестал быть похожим на человека и наводит на всех ужас своим видом и своим образом жизни. Евангелие описывает его в таком ужасающем виде, что и человеком его назвать уже почти невозможно: он живет в пещерах, в которых в Палестине хоронили своих мертвецов, не имеет человеческого облика, облачён в какие-то лохмотья. Его пытаются связывать цепями, но он их разрывает. Вот такое чудище, к которому движется Христос в Гадаринскую страну, предстает перед нами в Евангелии.

Понятно, что именно к нему идет Христос, именно его, это страшное уродливое существо, Господь возлюбил так, как написано в сегодняшнем апостольском чтении. Это пришествие и является самой главной целью, которую Господь осуществляет Своим пришествием в мир, Своим воплощением, Своем очеловечиванием. Он приходит в Гадаринскую страну ради этого ужасного человека, ради того, чтобы его исцелить и спасти, и слышит от него страшные слова, являющие саму его суть: «Что тебе до нас? Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Вышнего? Ты пришел мучить меня». Он гонит Христа, отвращается от Бога, Который пришел к нему. А Христос все равно его не бросает, не проходит мимо. Христос приходит именно к нему, одержимому целым легионом бесовских сил, настолько исказившему и изуродовавшему себя, что люди, которые живут рядом, боятся этого места, не хотят идти туда.

А Христос приходит, чтобы спасти этого человека. Он исцеляет его, изгоняет из него бесов, посылает их в свиное стадо, а свиньи бросаются с крутого берега и тонут в Гадаринском озере. Пастух возвещает об этом жителям, которые являются хозяевами свиного стада. И жители, ужасаясь этому чуду, тому, что бесноватый стал человеком, изгоняют Христа из своих пределов.

Гадаринская страна ― это мы. Гадаринская страна ― это наша человеческая природа, извращенная и поврежденная первородным грехом и нашими собственными грехами. Вот она – Гадаринская страна. Это мы – в таком искаженном состоянии, к которым приходит Господь, чтобы на этой земле взять все наши грехи на Себя и победить их на Кресте. Ради этого Он принимает человеческую природу. Ради этого Он принимает на Себя всю эту Гадаринскую страну. Он приходит в нее, как к каждому из нас, к тем, кто постоянно пытается изгнать Христа из своей жизни, уйти от Него.

Евангелие показывает нам, во что мы превращаем самих себя и нашу человеческую жизнь, как наша жизнь без Бога обессмысливается, становится жизнью во гробах, становится смертью, потому что всякая жизнь без Бога – это настоящая смерть. Оно показывает, как легко мы с этим соглашаемся и принимаем за истину. Как легко мы подменяем понятия, отказываемся и от своего человечества, и от Бога, и от всех даров, которыми Господь нас наградил!

Об этом сегодня и пишет Апостол в своем послании: «Господь превознес человечество до небес во Христе Иисусе». Мы это празднуем в праздник Вознесения, когда Господь возносится на небеса во всей полноте человеческой природы. Этот дар пребывания в Боге Он вложил в человека уже при его сотворении. Величие человека, которым Господь обогатил каждого из нас, вложено в Адама уже там, в раю, до его грехопадения. И каждый человек способен лишить себя этих даров и исказить до такой же крайней степени, как и евангельский бесноватый. Но Евангелие показывает, что как бы человек себя не искажал, он все равно дорог Богу.

Мы, люди, друг от друга все время отворачиваемся. Мы неприятны друг другу. Как только мы находим какую-то возможность не любить ближнего, мы тут же за нее хватаемся. Нам кажется таким важным наше право кого-то не любить, от кого-то отвернуться, кого-то возненавидеть, кого-то обличить, кого-то осудить, потому что он – уродлив, некрасив, от него дурно пахнет, он ведет себя неподобающим образом. Нам нравится чувствовать себя на этом фоне нормальными и порядочными людьми. Нам кажется, что мы лучше, что мы и есть – люди, в отличие от тех, кто в нашем представлении людьми не является. А Евангелие нам показывает, что нет такого человека, от которого Господь мог бы отвернуться, который Господу был бы не дорог. Он приходит к самому ужасному, самому искаженному человеку на земле для того, чтобы его спасти, чтобы его исцелить и сделать по-настоящему человеком.

Евангелие описывает исцеленного бесноватого: он сидит со светлым лицом, и люди, которые жили рядом с ним, даже не могут его узнать. Он стал человеком во Христе. Господь вернул ему его человеческое достоинство. Господь Своим пришествием, Своей милостью, Своей любовью делает его человеком, возвращает его Себе. А вот те, другие, которые боялись его, которые от него отворачивались, такие совершенно нормальные во всех отношениях люди, у которых было свиное стадо, почему-то вдруг Христа изгоняют. Они не хотят быть со Христом до конца.

Эти слова – «Уйди от нас, Иисус, Сын Бога живого» – кричал не сам человек, это бес в нем кричал. А здесь изгоняют Христа сами люди, которые считают себя людьми, а, по сути, людьми не являются, потому что человек без Бога человеком быть не может. Человек без Бога ровно ничего не стоит. И когда люди отворачиваются от Бога и хватаются за земное, когда они свое благополучие, свое законное общество и все правильные вещи в нем ― экономику, общественные отношения даже свою нравственность – делают правильными, хорошими и удобными, но без Бога, они все равно людьми быть не могут. Все самое главное, человеческое в них истребляется, и они становятся ничем не лучше гадаринского бесноватого. Это такое незаметное тихое беснование, но настоящее, серьезное. Они изгоняют Христа, потому что им не нужен такой Христос, – разрушающий их жизнь, лишающий их свинства, на котором они строят свое благополучие. Ведь Христос приходит к нам именно таким образом: разрушая нашу свинскую жизнь, разрушая наше желание отгородиться от Него и жить по-своему, жить хорошо, красиво, уютно, комфортно, по-настоящему красиво, но без Него. Он не дает нам устраивать свою жизнь на том, на чем устраивали свое благополучие гадаринские жители. А они торговали свининой, которую им, как израильтянам, как членам общества верных Богу, по закону Моисея нельзя было есть. Сами они благочестиво не ели свинину, но продавали ее римским воинам, зарабатывая свое благополучие таким маленьким предательством Божиих заповедей. И вот, когда Господь лишает их этой возможности, они изгоняют Его от себя. А такое отношение к Богу ― это тоже настоящее беснование.

Когда Господь приходит к человеку, Он приходит как в эту Гадаринскую страну – очень болезненно для всех. Приход Бога к бесноватому ― явление страшное и ужасно болезненное для него. Когда человека в таком состоянии пытаются сделать другим, это очень больно. Поменяться так, как поменялся бесноватый, стать другим, вернуться в себя, переродиться – это настоящий подвиг. И для людей Гадаринской страны тоже очень тяжело ― вот так принять Бога, при всем своем внешнем благочестии и порядочности признать свою внутреннюю гниль, свое внутреннее безбожие, свое отступление от Бога. Это всегда очень больно. Но Христос приходит к нам именно так. Он приходит к нам с этой болью, которая оживляет нас, заставляет мертвое стать живым. Мы боимся такого пришествия Бога в нашу жизнь, потому что знаем, где копошится наше свиное стадо. Но вот, если мы этого не испугаемся, если мы призовем Христа в нашу Гадаринскую страну, если мы не отвернемся от Него, если мы, действительно, захотим стать настоящими в Боге людьми, тогда Господь придет и в нашу жизнь и сделает нас настоящими.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *