По благочестивому преданию, Иверия, или Грузия, есть удел Пренепорочной Божией Матери: по особой воле Божией, Ей выпал жребий благовествовать там для спасения людей Евангелие Ее Сына и Господа нашего Иисуса Христа. Святой Стефан Святогорец рассказывает, что по Вознесении Христа на небо Его ученики вместе с Пресвятой Богородицей пребывали в Сионской горнице и ожидали Утешителя Святого Духа, согласно повелению Христа. Апостолы стали бросать жребий, чтобы узнать, в какой стране кому назначается Богом проповедывать Евангелие. И Пречистая решила тоже бросить жребий, чтобы иметь страну в Свой удел. С благоговением и страхом бросили апостолы жребий для Богородицы и выпала Ей Иверийская земля.
По сошествии Святого Духа Матерь Божия хотела тотчас отправиться туда для благовестия Святого Евангелия, но Ангел Божий сказал Ей: «Не отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся до времени здесь; доставшийся же Тебе по жребию удел просветится светом Христовым впоследствии и владычество Твое будет пребывать там». Это предопределение Божие о просвещении Иверии исполнилось спустя три столетия по Вознесении Христовом и Исполнительницей его явилась Сама Матерь Божия, пославшая со Своим благословением и Своей помощью на проповедь в Иверию святую деву Нину.
Как часто одна благочестивая мысль способна перевернуть жизнь человека. Дочь знатных родителей, родившаяся в Каппадокии и отданная в двенадцатилетнем возрасте на воспитание благочестивой старице Нианфоре, святая отроковица Нина стала жить в святом граде Иерусалиме. Когда она читала со слезами евангельские повествования о распятии Христа Спасителя и обо всем, что происходило при кресте Его, Нина задумалась о судьбе хитона Господня. Ее воспитательница Нианфора сообщила святой, что существует предание о том, как воин, получивший хитон по жребию, увез его в Иверийскую страну, в город Мцхет. Народы этой страны, которых называют картвелами (древнее называние грузин и родственных им народов Кавказа), их соседи армяне и многие горные племена до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия. Глубоко запали в сердце святой Нины сии сказания старицы. Дни и ночи проводила она в пламенной молитве ко Пресвятой Богородице, чтобы Она удостоила Нину увидеть Иверийскую страну, найти и облобызать хитон Ее возлюбленного Сына, сотканный Самой Девой Марией, и проповедать святое имя Христа народам Иверии. И Преблагословенная Богородица услышала молитву Своей рабы. Она явилась ей в видении и сказала: «Иди в страну Иверийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благоволение пред Лицем Его, Я же буду твоей Покровительницей». Пресвятая Дева вручила Нине крест, сплетенный из виноградной лозы, и сказала, что этот крест будет ей щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов. Силою этого креста Нина водрузит в Иверии спасительное знамя истинной веры.
Пробудившись от сна, Нина увидела в руках своих крест и отправилась к своему дяде, патриарху иерусалимскому, который благословил юную деву идти на подвиг благовестия. В это время из Иерусалима в Армению отправлялись пятьдесят три девы-христианки, которые вместе с царевной Рипсимией бежали из Рима от гонений нечестивого царя Диоклитиана, который хотел жениться на царевне. Святая Нина вместе с этими девами достигла столицы Армении — города Вагаршапата. Однако жестокий Диоклитиан не перестал преследовать царевну и написал письмо армянскому царю Тиридату, тоже язычнику, с требованием вернуть беглянок. Нечестивый Тиридат решил жениться на царевне. Но святая решительно отказалась, ибо считала себя невестой Христовой. Тогда и ее, и всех ее подруг подвергли страшным мучениям и умертвили. Лишь одна Нина спаслась чудесным образом: невидимая рука скрыла ее в кусте еще не распустившейся розы. Когда она подняла к небу очи, то увидела Ангела, которого сопровождало множество небожителей, встречавших души святых мучениц. И заскорбела святая Нина, что не разделила она участи святых подруг своих, но Ангел сказал ей, что и она скоро будет взята в Царство Небесное, а сейчас надлежит ей идти на север, где зреет жатва великая, а жнецов нет. И Нина отправилась в путь. Однажды святая странница утомилась и присела на камень, рассуждая о том, куда ведет ее Господь и каковы будут плоды ее трудов. Среди этих размышлений она заснула и увидела сон, в котором ей явился муж величественного вида и передал ей книжный свиток, писанный по-гречески. Проснувшись, святая нашла в руках своих этот свиток, в котором были написаны многие евангельские изречения, подтверждавшие избранность ее пути. С воодушевлением и новой ревностью она продолжила свой путь и наконец достигла древнего города Урбниси, где и жила целый месяц, изучая язык и нравы этой страны. Узнав, что все мужчины собираются в столицу Мцхет для поклонения богам, она поспешила отправиться вместе с ними. Подходя к городу, святая присоединилась к толпе народа, спешившей поклониться идолу бога Армаза, который находился на одной из горных вершин.
День этот стал последним днем господства в Иверии упомянутого языческого идола, который был похож на человека огромного роста и был выкован из позолоченной меди, золотой панцирь и шлем украшали его. Один глаз идола был яхонтовый, другой — изумрудный, и камни были удивительного размера и блеска. Рядом с Армазом стояли золотой идол Каци и серебряный идол Гаим. Все замерли, ожидая, когда жрецы совершат кровавые жертвы (возможно, и человеческие). Когда пролилась жертвенная кровь, воскурился фимиам, загремели трубы и тимпаны и народ упал ниц пред бездушными истуканами, ревностью пророка Илии воспылало сердце святой девы. И стала она молиться, чтобы отринул народ этот неверие языческое, чтобы увидела она, как разрушатся эти идолы и воссияет свет истинной веры в земле Иверийской. Еще не окончила она своей молитвы, как с запада поднялись грозовые тучи и быстро понеслись к этому месту. Гроза разразилась прямо над идольским жертвенником, в прах были сокрушены идолы, потоки дождя низвергли их в пропасть, так что течение Куры унесло их прочь. От языческого капища не осталось и следа. Случилось это в день славного Преображения Господня и свет Фавора, свет истинной веры, разогнал на горах Иверии тьму язычества и просиял там свет Христов.
Святая Нина вошла в город под видом странницы и остановилась в доме царского садовника. Благочестивая чета была бездетна и с радостью приютила у себя святую Нину, которая попросила соорудить ей в саду палатку, поставила там крест, данный ей Богоматерью, и проводила дни и ночи в молитве. Из этой палатки открылся светлый ряд подвигов святой Нины и чудес, совершенных ею во славу Христа. Жена садовника Анастасия, по молитве святой, исцелилась от своего бесчадия и стала первой женщиной, которая уверовала во Христа раньше всех остальных. Одна женщина с плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая о помощи. Взяв больное дитя, святая Нина положила его на свое устроенное из листьев ложе, возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и — вернула его матери исцеленным. С этого времени она начала открыто и всенародно проповедывать Евангелие и призывать иверийских язычников к покаянию и вере во Христа. Ее благочестивая и праведная жизнь была известна всем и привлекала к святой взоры всего народа. Многие еврейские женщины приходили послушать ее и принимали крещение. Вскоре уверовал во Христа и сам первосвященник Авиафар. Он рассказал святой о судьбе хитона Господня. Прадед Авиафара, по имени Елиоз, был в Иерусалиме во время казни Христа. Его мать оставалась во Мцхете и накануне распятия Господа почувствовала в сердце как бы удары молотка, вбивающего гвозди, и умерла, оплакивая гибель Мессии и страшную участь ее народа. Елиоз же выкупил хитон Спасителя у римского воина и привез в столицу Иверии. Когда же его сестра Сидония увидела хитон и стала целовать его, она внезапно умерла и никакая сила не могла вырвать из ее рук эту священную одежду. Деву так и похоронили с хитоном в руках, и место ее погребения не было точно известно. Но некоторые предполагали, что могила ее находится посреди царского сада, где и нашла пристанище святая Нина. Вскоре после погребения Сидонии там вырос тенистый кедр и верующие почитали его за великую силу, которая исходила от него. Святая стала ночью молиться у этого дерева, но ее одолевали сомнения: точно ли здесь хранится хитон Спасителя. Но таинственные видения уверили деву, что место это свято и скоро прославится. Особенно удивительно было следующее видение: святая Нина увидела, как из окрестных стран слетелись стаи черных птиц. Затем они полетели к реке Арагве и омывались в ее вводах, становясь белыми, как снег. Опустившись на ветки чудесного кедра, эти белоснежные птицы пели райскими голосами. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами Святого Крещения, а на месте кедра будет храм во имя истинного Бога и в нем имя Господне будет славимо во веки.
Будучи уверяемая подобными знамениями, святая Нина непрестанно проповедывала народу слово Божие. И даже сам царь Мириан, видя, что вера Христова распространилась и в соседней Армении, и в могущественной Римской империи, не препятствовал Нине проповедывать христианство. И лишь царица Нана чтила языческих богов и даже поставила в Иверии статую богини Венеры. Но благодать Божия вскоре исцелила и эту больную духом женщину. Она заболела и была при смерти, и врачи были бессильны помочь царице. Приближенные в один голос советовали ей обратиться к страннице Нине, которая силой молитв к проповедуемому ею Богу христиан исцеляет любые немощи. И святая действительно исцелила царицу, которая с тех пор стала христианкой, приблизила к себе святую Нину и старалась утвердить истинную веру в своей стране. Но теперь царь Мириан принял решение истребить христиан вместе со святой Ниной. Это произошло после того, как гостивший у него родственник персидского царя, язычник, впал в тяжелое беснование. Боясь гнева персидского царя, Мириан просил святую Нину исцелить царевича. И когда тот встал возле священного кедра и произнес трижды слова: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и предаю себя Христу, Сыну Божию», бес оставил его. Но теперь для царя Иверии была очевидна другая опасность, ибо персидский царь еще более бы разгневался, узнав, что его родственника сделали христианином. Поэтому Мириан решил уничтожить всех христиан. Размышляя об этом, он отправился на охоту и поднялся на вершину обрывистой горы Тхоти. Внезапно светлый день обратился в непроглядную тьму, поднялась буря, подобная той, что уничтожила идола Армаза, блеск молнии ослепил царя, а гром рассеял его стражу. В отчаянии ослепший царь стал звать на помощь своих богов, но никто не отзывался. Почувствовав на себе карающую руку Бога Живаго, царь воззвал ко Христу и поклялся прославить Его, если Он вернет ему зрение. И вновь стало светло, и стихла буря, и исцелился Мириан. Со слезами раскаяния поспешил он в город к святой Нине, воздавая хвалу истинному Богу — его Избавителю.
Обращение ко Христу царя Мириана было решительным и непоколебимым, — он стал для Грузии тем, кем был Константин Великий для Греции и Рима. Немедленно послал он послов в Грецию к Константину, чтобы тот прислал к нему священников для крещения иверийского народа. Еще до возвращения послов со священниками царь принял решение в саду построить храм Божий, на том месте, где рос кедр. Дерево спилили, из шести его сучьев сделали шесть столбов и утвердили без всякого труда в положенных им местах. Но седьмой столб, вытесанный из ствола кедра, невозможно было сдвинуть с места. Святая Нина молилась ночью около пня срубленного дерева. Рано утром явился ей дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и, сказав святой на ухо три слова, стал поднимать столб и снова опускать его. Столб блестел, словно молния, и осветил весь город. Жители Мцхета поспешили к месту будущего храма, удивляясь, как это столб может так высоко подниматься и опускаться без посторонней помощи. Наконец, он встал на положенное место, а из-под основания столба стало истекать благовонное и целебное миро, и все страдавшие различными недугами исцелялись от него. Вскоре на этом месте был построен первый в Иверии деревянный храм.
Император Константин прислал в Иверию священников и вся страна крестилась во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Так при помощи Божией была крещена иверийская страна, был учрежден чин богослужения на греческом языке, освящен и первый храм во имя двенадцати апостолов. А святая Нина удалилась из города, избегая славы и почестей, и поселилась в горах, на безводных высотах в пещере. Здесь она готовилась к дальнейшим трудам по благовестию Евангелия. Силой молитвы святая источила воду из камня, и источник в народе прозвали «слезным» или «млечным», ибо он подает молоко иссохшим грудям матерей. В то время жители Мцхета были поражены дивным видением: в продолжение нескольких ночей созданный на месте царского сада храм украшал сиявший над ним крест с венцом из звезд. На утренней заре от этого креста отделялись 4 самые яркие звезды и направлялись: одна на восток, другая на запад, третья освещала церковь и весь город, а четвертая, осветив пещеру Нины, поднималась к вершине утеса, где росло одинокое дерево. Никто не мог понять значения этого видения. Тогда святая Нина приказала срубить это дерево и сделать 4 креста. Один из них она приказала поставить на упомянутом утесе, другой — на той горе, где когда-то ослеп царь и обратился к истинной вере, третий она отдала царской невестке, чтобы та водрузила его в своем родном городе Уджарме, а четвертый Нина предназначила для селения Бодби (Буди) — владения кахетинской царицы Соджи (Софии), к которой святая вскоре отправилась для обращения ее к христианской вере. После крещения многих племен горцев и царицы Кахетии Софии, святая Нина получила откровение о приближении своей кончины. Она сообщила об этом царю Мириану, который со многими согражданами отправился проститься со святой. Они застали ее еще живой. Святая завещала похоронить ее в Кахетии, на месте ее палатки, и хотя благочестивый царь и пытался перенести ее драгоценные останки в свою столицу, но не смог сдвинуть гроба святой. Вскоре на этом месте уже сын царя Мириана построил храм в честь родственника святой Нины — святого великомученика Георгия. Всеблагой Бог прославил нетлением тело святой Нины, скрытое по ее повелению под спудом. У гроба ее происходили многочисленные исцеления и чудеса. Эти благодатные знамения, а также святая ангелоподобная жизнь и апостольские труды святой Нины побудили юную Иверийскую церковь признать святую Нину равноапостольной просветительницей Иверии, присоединить ее к лику святых и установить ее ежегодный праздник 14/27 января, в день ее блаженной кончины. И православная Российская церковь почитает святую Нину, ибо если тот, кто обратит к Богу одного грешника, именуется в Священном Писании «устами Божиими», то каков тогда подвиг святой Нины, которая обратила к Богу от гибельного языческого обольщения столько народов, не ведавших прежде истинного Бога! Поистине она присоединилась к сомну святых в Царствии Христа, Бога нашего, Которому подобает честь, слава, благодарение и поклонение во веки веков.