Вы слышали историю о том, как была исцелена женщина от злого недуга, который терзал её восемнадцать лет. Она была исцелена Иисусом Христом на виду у всех в синагоге в день субботний. Это исцеление вызвало возмущение у правоверных иудеев. Один из них, начальник синагоги, сказал: «Недостойно сие было делать в субботу. Есть шесть дней, в которые надобно что-либо делать, а день субботний следует посвящать Богу, ничего на протяжении всего дня не творя».
Господь многократно совершает свои чудеса именно в субботу для того, чтобы подчеркнуть – Сын Божий, Сын человеческий, является Господином субботы. Чтобы понять, почему так происходит, надобно вам, дорогие мои братья и сестры, напомнить, что Господь создавал весь мир, вселенную, человека в течение шести дней. Нас, людей, называют «венцами творения» именно потому, что Господь сотворил Адама в шестой, последний день творения. Потом, окончив Свои труды, Он стал отдыхать, отошёл от дел. Есть четвёртая заповедь Господня, которая учит нас, чтобы мы обязательно один день посвящали Богу: набирались жизненных и духовных сил, имели бы попечение о своей душе – это значит, что мы обязательно должны пребывать на воскресной службе и сугубо молиться во все праздники, особым образом отмеченные в нашем православном календаре. На практике получается, что мы посвящаем не целый день Богу, а 5-6 часов (Всенощное Бдение в субботу и Божественная Литургия в воскресенье).
Иудеи это установление понимают буквально. Более того, у них особым образом были отмечены седьмины. Например, поле должно быть вспахано и засеяно лишь в продолжение шести лет, на седьмой год оно должно быть свободным, и только на восьмой год, то есть на начало новой седьмины, поле вновь вспахивалось и засеивалось.
Смешно, дорогие мои братья и сестры, но и грустно – потому что на самом деле такое буквальное понимание закона привело к тому, что иудеи не увидели Мессию во Христе. В конце концов, по злобе своей они распяли Его, полагая, что Христос пришёл разрушить их закон. Но Господь неоднократно подчёркивал: «Я пришёл исполнить закон и пророки, и Я исполняю закон и пророки. Если бы вы понимали смысл закона, то тогда бы вы узнали во Мне Мессию. Но поскольку отец ваш – диавол, вы воюете против Меня».
Дорогие мои братья и сестры, для чего в сегодняшний день нам преподано именно это чтение? Господь с лёгкостью доказывает слушающим Его в синагоге людям, что Он совершил это чудо вполне законно. Более того, Он подчёркивает, что именно Он, а не кто иной, мог и должен был свершить это чудо. Почему? Потому что Он таким образом, неявно, подчёркивал Свою Божественную сущность. Смотрите, что получается: шесть дней Господь творил, а в седьмой день почил от дел. Но это не значит, что Он отошёл от этого мира и никаким образом на происходящие события не имеет влияния. Это не так! Во-первых, потому что царём природы был оставлен Господом человек, который прежде имел неповреждённую душу, который разумно властвовал над тем, что было создано Богом. Но как только человек согрешил, отошёл от истины, стал предателем Божественного смысла бытия, так сразу начались нестроения. Поэтому Отец-Вседержитель, изгоняя наших прародителей из рая, пророчествовал, что «семя жены сотрёт главу змия». Именно поэтому Он посылает Своего Сына Единородного, дабы Он этот первородный грех, который довлеет над человечеством и делает всякого человека предателем Божиего дела, вземлил. Господь нас с вами не оставляет! Он вместе с нами продолжает трудиться над тем, чтобы преодолеть первородный грех, находящийся в душе каждого человека. Господь вместе с нами, если мы того хотим, если мы Его не изгоняем сами от себя.
Самое главное, что мы должны уразуметь из этой притчи – это обращение к каждому из нас: «Не ждите дня особого». Многие говорят себе, что вот, «я с понедельника начну поститься, с понедельника оставлю свои дурные привычки, с завтрашнего дня начну жить иначе». Пускай чудо преображения вашего случится именно сегодня, сию минуту, сию секунду.
Также, дорогие мои братья и сестры, в этой притче для нас есть призыв к тому, чтобы мы торопились делать добро. Во-первых, потому что никто не знает ни дня, ни часа своей кончины, во-вторых, из-за того, что этот мир буквально переполнен злом, скверной. Мы должны, как помощники Бога, исправлять эту ситуацию и творить добро каждый день. У нас не должно быть никаких оправданий, что, мол, я устал(а) или занят(а). Ничего нельзя откладывать на завтра!
Ещё обращаю ваше внимание на тот факт, что, когда Господь призвал эту женщину (Он сам её призвал, не она его искала, как это обычно бывало). Когда Он возложил на эту согбенную женщину руки, сказал ей: «Отпускаются тебе грехи твои». В этом для нас с вами есть свидетельство того, что болезни, немощи и несчастья наши иногда проистекают от того, что мы грешны. Прежде, чем обратиться к врачу телесному – что не возбраняется нашей верой – обратитесь к Богу, к врачу душ наших. Задайте себе вопрос: в чём вы согрешили, раз вам была ниспослана болезнь? И если вы правильно ответите себе на этот вопрос и покаетесь, то тогда наверняка в своей душе услышите голос: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Тотчас всё исправится, дела ваши пойдут лучше.
Дорогие мои братья и сестры, всё, что мы с вами слышим – это глаголы вечной жизни. Это не просто слова, чтение, это Евангелие, и всякое слово Господне есть благая весть. Но, увы, по нашему жестокосердию, по нашей лености, многие, даже сейчас слышавшие это слово, уже утратили его смысл, забыли, почему оно было сказано. Я желаю вам, дорогие мои братья и сестры, если так случилось и с вами, то дайте себе труда прийти домой и прочитать ещё раз этот отрывочек из Евангелия и вразумиться. Аминь!